Петербургские приключения: Сокольский-Северный-Круг

Продолжаю делиться новостями из заморского вояжа конца 2017-начала 2018 годов. 26-27 декабря провел в Питере. Встретился со старыми друзьями и коллегами: фотографом Евгением Гиршевым, сотрудником Агентства журналистских расследований Игорем Шушариным, коллекционером Владимиром Суворовым, создателем издательства «Красный матрос» Михаилом Сапего, поэтом и художником Юлией Беломлинской. Получил в подарок книгу «В Питере жить!», приобрел интереснейшие новинки от «Красного матроса» и осмотрел уникальную коллекцию портсигаров времен Великой Отечественной, собранную Сапегой, и услышал от него же потрясающую историю Московских ворот. Еще успел посетить ретроспективную выставку Михаила Шемякина, открывшуюся в его Фонде на Садовой, полюбоваться его авторскими елочными игрушками (от 10.000 рубликов за штучку) и проведать Довлатова на Рубинштейна. В череде встреч случилось неожиданное открытие из мира жанровой песни. Да какое! Но обо всем по порядку… В 1976 году в концерте «Памяти Кости-аккордеониста» Аркадий Северный исполнил песню «Хаим». Четверть века спустя, незадолго до своей трагической гибели, Михаил Круг вместе с ансамблем «Братья Жемчужные» начал записывать альбом с классикой жанра. По совету продюсера А.Фрумина он включил туда и песенку «Хаим». Работа осталась незавершенной — музыкант успел записать только 4 композиции. Одесский шлягер про Хаима, как и большинство вещей из репертуара Северного, считался народным. Никаких даже отдаленных догадок, кто же сочинил эту песенку, у меня никогда не было.
Оказавшись в гостях у поэта, издателя и коллекционера Михаила Сапего, я углядел старинные ноты с куплетами Сергея Сокольского.
Открываю. И вижу, даже, можно сказать, «слышу» знакомый мотивчик: «Хаим, мой милый Хаим…». Попался голубчик!
Сергей Сокольский (Ершов) был на дореволюционной эстраде одним из самых популярных исполнителей т.н. «рваного жанра». Гонорары его называли «шаляпинскими». Известный советский куплетист, первый директор московского Театра эстрады Николай Павлович Смирнов-Сокольский позаимствовал свой псевдоним именно у него. После октябрьского переворота Сергей Сокольский уехал в Киев и был убит в январе 1918 года, занявшими город красными, за исполнение антибольшевистских куплетов.
Лет ему было 37.
Потом долго тянулась история, связанная с его могилой, местонахождение которой сегодня неизвестно.
Если все получится, через годик-другой вместе с киевским историком Стефаном Машкевичем мы расскажем об этом в совместной книге. Кстати совсем скоро на телеканале RTVi (Canada) вас ждут два интереснейших выпуска программы «Я расскажу вам…» с участием Стефана. На снимках — Сергей Сокольский, рядом, что помоложе, его эпигон — Николай Смирнов-Сокольский. Интересно, что историю, практически повторяющую сюжет песни, я читал в мемуарах киевлянина Бориса Сичкина, глава так и называется «Хаим» (жмите на линк и убедитесь сами!). Просто какие-то игры высших сил… Правда Сичкин описывает события середины 1930-х гг., сам он 1922 г.р. Если только Борис Михайлович не придумал сюжет, послушав песенку, наверняка еще популярную в Киеве в то время. Ну, и последнее на сегодня: в следующую субботу, 27 января, в Русском Доме Торонто пройдет вечер, посвященный 80-летию со дня рождения Владимира Высоцкого. В преддверии этого события я дал интервью радио «Megapolis Toronto», послушать которое можно прямо сейчас, пройдя по ссылке. Если до Торонто вам добираться неудобно, то 26 января в Москве, в Доме Русского Зарубежья им.А.Солженицына (ул.Н.Радищевская, д. 2) состоится открытие выставки «Высоцкий и русское зарубежье», после которого гостей ждет концерт. Заглядывайте на «огонек»! И до новых встреч!

 

 


Click to access the login or register cheese