Интервью порталу «Русский мир». Полная версия.

Перефразируя известную песню Виктора Темнова "Америка-Россия", можно сказать, что "в Канаде тоже краснеет калина".
Перефразируя известную песню Виктора Темнова «Америка-Россия», можно сказать, что «в Канаде тоже краснеет калина».

Сегодня в Торонто выпал первый снег, но погода на настроение повлиять не смогла, потому что из Москвы пришла хорошая новость: на информационном портале «Русский мир» вышло мое большое интервью с журналисткой из Италии Анной Геновой. Поговорили о старых и новых книгах; о теле-проектах на телеканале RTVi (Canada) и съемках документального кино; о жизни в Канаде и даже влиянии политики на «блатную песню». Правда, ответ на последний вопрос в окончательную редакцию интервью не вошел, поэтому в качестве эксклюзива я представляю этот неопубликованный отрывок из нашей беседы только гостям моего сайта.

-Связаны ли блатная песня и политика?

— Блатная песня и политика, конечно, связаны, потому что изначально эта песня, как говорят филологи, «низовая», то есть песня, рожденная в народе, она же злободневна, прежде всего. Она отражает действительность без прикрас, а, порой, даже в гротескной форме. Примеров тому немало. Вспомните песенку «Стоял я раз на стреме, держался за карман…». Ее кстати написал известный лингвист Ахилл Левинтон. Вспомните, «Товарищ Сталин» Юза Алешковского или написанную на тот же мотив песню Высоцкого «Письмо рабочих тамбовского завода китайским руководителям». Из недавних можно упомянуть куплеты Сергея Трофимова «Аристократия помойки» или «Персона вне закона» Александра Новикова. Но все-таки сегодня, когда «блатную песню» для благозвучия назвали «русским шансоном» и ввели, так сказать, в «высшее общество», я имею ввиду под этим, шоу-бизнес, она потеряла свою остроту. Теперь от нее осталась только лирическая составляющая, потому что острые, куражные песни на радио и в теле-эфир не берут. Боятся, как бы чего не вышло. Поэтому в наше время эта миссия перешла к рэпу. Молодежь живет в интернете, ей наплевать на форматы и правила, и имено рэпперы сегодня являются теми, кто могут позволить себе в творчестве и политические выпады, и едкую сатиру, и даже хулиганство. Не даром мы тут и там слышим о запретах концертов рэп-исполнителей. Я не могу сказать, что в шансоне совсем не осталось этих нот протеста, отдельные артисты, конечно, понимают, что жанр нельзя сузить до рамок «любви» и «березок», и продолжают традицию, но таких все меньше. По пальцам пересчитать.

И последнее на сегодня: тех, кого интересует история песен и развлечений эпохи НЭПа, я жду на своем вечере в Торонто 20 ноября. Подробности ниже в видео-анонсе.


Click to access the login or register cheese