Михаил Звездинский: «Он ездил, а я сочинял»

Поклонникам жанровой песни нет смысла представлять Михаила Звездинского. Все наверняка знают его песни, и большинство наверняка наслышаны о скандальных историях, связанных со спорным авторством целого ряда произведений из его репертуара. О некоторых из них я не раз писал. Скажем, в книге «Песни, запрещенные в СССР» Андрей Никольский вспоминал об эпизоде с его песней «Сотник», которую Звездинский исполнял в концерте, не упомянув автора, и о том, что последовало в дальнейшем. Сам я на концерте в «Лужниках» в 1990 году был свидетелем исполнения Звездинским песни Татьяны Лебединской «Не пишите мне писем, дорогая графиня». До сих пор эта композиция, судя по сайту Российского Авторского Общества, значится в их реестре, как написанная Звездинским. Также как и «Мальчики-налетчики», об истории создания которой я недавно записал видео на YouTube-канале ProПесни. Список можно продолжать, вспомнив и «Очарована-околдована», и «Сгорая, плачут свечи» и «Сенокос», сочиненные Александром Лобановским, а также «Все теперь против нас» и «Последняя осень» Юрия Борисова. Не говоря уже о «Поручике Голицыне». Правда, с последним, в отличие от всех вышеперечисленных композиций, интрига сохраняется, несмотря на то, что с завидной регулярностью находятся «авторы» этого шедевра.

Но сегодня мне хочется вспомнить о другой песне, а вернее, о серии куплетов, посвященным гастрольным поездках ансамбля «Березка», которые стали широко известны в середине 1970-х в исполнении участника этого коллектива, музыканта и композитора, Народного артиста России Виктора Ивановича Темнова. В 1980 году в аудио-альбоме с ансамблем «Фавориты» часть этих куплетов исполнил Мих. Звездинский. И сегодня я расскажу одну занятную историю. Лет, наверное, 20 назад я зашел в казино «Кристалл» на Таганке и увидел за игральными автоматами Михаила Звездинского. Так получилось, что буквально за пару дней до этой встречи я переслушивал его записи и поэтому, подойдя к артисту и поздоровавшись, я сказал, что куплеты про «Березку» Виктора Темнова, ему в том концерте особенно удались. К моему удивлению после моих слов Михаил Михайлович заявил буквально следующее: — Какой Темнов? Это все я сам написал. Он ездил по гастролям, потом звонил мне, рассказывал, а я уже сочинял…

Сказать, что после этих слов я был удивлен, это значит ничего не сказать. Естественно, Звездинский не мог знать, что к тому моменту я много лет увлекался жанром и был, как говорится, в теме, поэтому, услышав эту «правдивую» информацию, я, скажу откровенно, смешался и, быстро попрощавшись, ушел. Если у меня и оставались к тому моменту сомнения насчет других песен из репертуара Звездинского со спорным авторством, то после нашей мимолетной встречи, сомнения испарились. И ключи от этого «феномена», маниакального желания присваивать чужие песни, на мой взгляд, стоит искать в области медицины. Однако не будем о грустном… Известно, что каждая история начинается как трагедия, а заканчивается как фарс. В конце 2020 года мне передали несколько десятков кассет студии Евгения Конева «ISR», которая в 1970-80-е годы в Нью-Йорке производила большое количество пиратских записей. Среди тех пленок оказались две с тем самым концертом Звездинского и ансамбля «Фавориты». На вкладыше была помещена краткая биографическая справка об исполнителе, прочитав которую я долго и громко смеялся, сразу же вспомнив ту нашу давнюю встречу в казино «Кристалл». Улыбнитесь сегодня и вы…

 


Click to access the login or register cheese