В четверг из Москвы пришла горькая весть: в ночь с 13 на 14 ноября во сне скончался известный музыкант, продюсер, автор-исполнитель и коллекционер Юрий Алмазов. Ему было всего 50 лет. С Юрой мы крепко дружили. Нас познакомил в начале 2000-х годов певец-эмигрант Михаил Гулько, чьи интересы Алмазов много лет представлял. Именно благодаря его стараниям увидели свет большинство альбомов Гулько в России. Юрий Алмазов родом из Омска. Его отец был профессиональным музыкантом-ударником и маленький Юра буквально вырос с барабанными палочками в руках. Потом была продолжительная и довольно успешная карьера ресторанного музыканта: играл в ночных клубах и казино, пел старые шлягеры и классику жанра. А в начале девяностых записал первый сольный альбом и отправился покорять Москву. В столице у Юры все сложилось хорошо, хотя, конечно, и не сразу. Поначалу приходилось браться за любую работу. Так, короткий период времени он даже успел побывать звукорежиссером в театре «Ромэн» у Николая Сличенко. В какой-то момент Алмазов почувствовал, что обычной сольной карьеры шансонье ему явно недостаточно. И в 1999 году он создает уникальный для того времени проект на российской сцене под громким и провокационным названием «Воровайки». Фактически в тот момент родилась не только новая группа, но и новое направление в жанровой песне — «блат-поп», как называл его сам Юрий или, если хотите, «танцевальный шансон». Хлесткие, на грани (а порой и за гранью) фола тексты, запоминающиеся мелодии и яркая подача немедленно привлекли к проекту внимание публики. Впрочем, интерес слушателя и успешные продажи росли пропорционально потокам критики, выливавшимся на «Вороваек» и их продюсера. Уже и не счесть в скольких ток-шоу обыгрывались и пародировались песни «Вороваек», а уж самую знаменитую из них «Хоп, мусорок», наверное, так или иначе слышал сегодня каждый. Юра же в ответ на выпады недоброжелателей только посмеивался: «Пусть попробуют сделать что-то свое и не менее успешное, тогда и говорят». Алмазов был, прежде всего, профессионалом в музыке. Он умел просчитывать тенденции, знал «алхимию» шлягера и написал их немало. В последние годы, когда интернет обрушил всю индустрию звукозаписи, Алмазов со своими проектами оставался чуть ли не единственным в шансоне артистом, кто продолжал выпускать альбомы и, что самое главное, получать за них серьезные гонорары. Вслед за «Воровайками» появился «Бумер», где Юра пел сам, и в большинстве авторские песни. Алмазов был невероятно плодовит и многогранен, не случайно в книге «История русского шансона» я назвал посвященную ему главу, «Бальзак русского шансона». Как известно классик французской литературы отличался удивительной работоспособностью. Помимо сольной карьеры, создания нескольких групп и активной концертной деятельности он успел посотрудничать в качестве автора или продюсера с целым рядом певцов и певиц, среди которых и уже упомянутый Михаил Гулько, и его тезка Михаил Шуфутинский, а также Владислав Медяник, Питер Железо, Жека, Александр Дюмин, Михаил Шелег, группа «Беломорканал», Алена Андерс… Немногие знают, что кроме музыки в жизни Юры была еще одна «пламенная страсть» — он коллекционировал виниловые пластинки. Причем в музыке был всеяден, любил и «Битлз», и французский шансон, и Вилли Токарева, и Владимира Высоцкого. К вопросу подходил серьезно, охотился за нужными пластинками, порой, годами, а когда находил, радовался, как мальчишка: «Приходи! Я тут дисочек новый прикупил, сейчас буду слушать и на ленту перегонять, у меня как раз кассета запечатанная есть, хромовая». Часами мы могли сидеть с ним, обсуждая достоинства того или иного альбома и обмениваясь коллекционерскими новостями. Нередко встречались безо всякого повода, просто посидеть в ресторане или дома у Юры за хорошо и красиво накрытым столом, выпить пива или чего покрепче, и потрепаться за жизнь. Юрий Алмазов был человеком открытым, удивительно щедрым, наделенным тонким чувством юмора, добрым и отзывчивым. Он понимал тщетность земной суеты, не был скрягой, не был рвачом, а напротив — всегда стремился взять от жизни лучшее и с радостью делился этим с друзьями. Но в своей гастрольной жизни или за дружескими пирушками он никогда не забывал о семье: жене Ларисе (одной из солисток группы «Воровайки»), с которой они были вместе с юных лет, и сыне Никите. Как у всякого в жизни Юры и его близких хватало проблем, но он всегда с честью преодолевал любые преграды, зная, что кроме него, с ними справиться некому. Поэтому он очень много работал, особенно в последние годы, когда женился сын и на свет появилось двое маленьких внуков. Изматывающие гастроли, долгие переезды, беспечное отношение к своему, не самому крепкому здоровью, видимо, и стали причиной столь раннего и скоропостижного ухода. Жанр шансона по-русски потерял в лице Юрия Алмазова одного из своих флагманов, человека, который задавал вектор развития русской жанровой песни, искал новые пути, импровизировал, экспериментировал и никогда не забывал об истоках. Кстати именно Алмазов на свои личные средства несколько лет назад осуществил уникальное издание «Тихорецкого концерта» Аркадия Северного на тройном виниле. Он мог в один момент сорваться и полететь в Рим на концерт любимого Адриано Челентано или на фестиваль джаза в Ниццу. Мог выпасть на неделю из информационного пространства, чтобы запоем читать любимого Довлатова или пересматривать фильмы с Луи де Фюнесом. Трудно теперь писать обо всем этом в прошедшем времени… О настоящих друзьях можно говорить долго, но, думаю, что главное уже было сказано. Сегодня об этой потере скорбит мир шансона по-русски, скорбят близкие, друзья и те, кто никогда не был лично знаком с Юрой Алмазовым, но любил его музыку. Будем помнить и слушать твои песни. Земля тебе пухом. Прощай, друг!