Дамы и господа! На YouTube-канале ProПесни новый релиз — «Песни улицы» в исполнении певицы из Харбина Софии Реджи. Мода на «песни улицы» возникла на подмостках Российской империи в 1916 году. Тогда на эстраде взошла звезда молодой артистки по имени Анна Степовая. Начинала она с романсового репертуара (по некоторым сведениям была первой исполнительницей романса «Бубенцы» на стихи Александра Кусикова, с которым у нее был страстный роман), однако вскоре, познакомившись с поэтом и композитором Николаем Тагамлицким, стала выступать в жанре «песни улицы». С большой долей вероятности можно утверждать, что идея создания нового «бренда» принадлежала именно Тагамлицкому, потому что он активно сочинял такие музыкальные «картинки» из жизни городских низов и ему была необходима не только певица для их исполнения, но и оригинальное название жанра для привлечения публики. Самым известным произведением Тагамлицкого можно назвать песню «Трошка», входившую в репертуар Петра Лещенко, в дальнейшем — Майи Розовой, а недавно вновь записанную Инной Субботиной. В 1916-1918гг. в Ростове-на-Дону и в Петрограде выходит большая серия нотных сборников под общим названием «Песни улицы».
Естественно, Степовая недолго оставалась единственной представительницей этого направления. Вскоре популярные песенки подхватила вся Россия, а затем и русская эмиграция. Интересно, что после отъезда Анны Степовой в Париж (где она, к сожалению, не записала ни одной пластинки) Николай Тагамлицкий нашел новую певицу — Нину Загорскую — которая выступала в том же жанре, но уже на советской эстраде.
Правда, продлилось это недолго. Песни, воспевающие бродяг, воров и проституток, были не нужны Советской власти. Николай Андреевич Тагамлицкий сначала был сослан на Урал, а вернувшись в 1925 году Москву, вскоре умер от разрыва сердца в возрасте 35 лет. О дальнейшей судьбе его протеже — Нины Загорской — ничего не известно. Зато информации о жизни и творчестве певицы из Харбина Софии Реджи достаточно. Несколько лет назад исследователь Наталья Дорофеева опубликовала о ней обширный очерк в «Московском журнале», который можно прочесть, кликнув по ссылке. Кроме того, в 2015 году вместе с Натальей Адольфовной мы выпустили коллекционный компакт-диск София Реджи, «Песни улицы», который желающие могут приобрести, написав мне на почту. На следующей неделе мы продолжим разговор о маргинальных жанрах на дореволюционной, а затем и на советской эстраде. Узнать больше подробностей о «песнях улицы» и об артистах, их исполнявших, можно из моей книги «Песни и развлечения эпохи НЭПа».