Прежде чем мы отправимся в вояж под белым парусом, хочу предложить вашему вниманию ознакомиться с серией публикаций на сайте «Радио шансон». 23 ноября исполнилось бы 80 лет Патриарху уличной и одесской песни Косте Беляеву . Сегодня, 24 ноября была опубликована первая часть статьи, посвященной «Первым профессиям звезд шансона», узнайте, кто до прихода в жанр был врачом, кто поваром, а кто горным инженером или даже тренером по фигурному катанию. Завтра на сайте будет опубликована 2-я часть профессиональных историй. Также сегодня на портале «Радио Шансон» появился анонс моей новой книги «Песни и развлечения эпохи НЭПа», что не может не радовать автора. Напоминаю, что встречаемся мы с 26 по 30 ноября в ЦДХ на Крымском валу, 10 на стенде издательства «Деком» Е-7. И напоследок хочу предложить вашему вниманию обзор и фото-отчет с весьма необычного мероприятия, которое мне довелось посетить 21 ноября.
В одном из самых загадочных концертных залов Москвы, расположенном в Царской башне Казанского вокзала, 21 ноября состоялся концерт-бал, посвященный столетию начала Первой Мировой Войны и памяти погибших в ней воинов. Строго говоря, в Царской башне находится галерея народного художника России Дмитрия Белюкина, но в дни особых мероприятий ее двери распахиваются и для широкой публики.
Организованный Марией Ушаковой и Ко вечер поражал каждого, едва переступившего порог галереи, гостя. Приглашенных встречали дамы в нарядах XIX столетия, большинство господ и их спутниц также со всей серьезностью отнеслись к правилам дресс-кода, и явились на мероприятие в военных мундирах того времени и шикарных платьях. В первые минуты мозг отказывался верить увиденному. Казалось, за обычной дверью скрывалось неведомое зазеркалье. С особенным восторгом воспринимали происходящее иностранные гости. А их наблюдалось немало: из Германии, Италии, Британии, Сербии, Франции… До начала торжественной части публике был предложен роскошный фуршет с икрой и шампанским. Ровно в 20-00 всех пригласили в зал. Организатор вечера Мария Ушакова выступила с приветственной речью на русском и английском языках. Вслед за ней на сцену поднялся оркестр Московского военного округа, который начал концерт знаменитым маршем «Прощание славянки». Вторым номером был объявлен молодой певец Иван Белыш. Он исполнил песни на стихи Александра Зайца из альбома Александра Заборского «Белый пароход». Здесь стоит взять паузу и объяснить, что Александр Заборский давно сотрудничает с этим самобытным поэтом и изначально планировалось, что представлять песни с новой пластинки будет сам маэстро Заборский, но, к сожалению, сибирские морозы помешали шансонье прибыть в Первопрестольную, и его «знамя» подхватил Иван Белыш. Талантливый исполнитель показал четыре композиции с диска «Белый пароход», посвященного временам Гражданской войны и великому постреволюционному русскому исходу из Крыма на Запад, в вечное изгнание. Отвлекаясь замечу, что альбом записан в концертной версии, где каждая песня сопровождается аплодисментами и конферансом, веселыми, а порой, философскими ремарками маэстро Заборского. Собственно и вещи на диске собраны разноплановые, от очень красивых и пронзительных ностальгических баллад «Аромат любви» или «Страна детства», страшных в своей правде «Князь» и «Песни о родине» до сатирической зарисовки «Вожди» и хулиганской «Проводы покойника». «Белый пароход» — работа от первой до последней ноты жанровая, затрагивающая темы эмиграции, тоски по старой России, Белой гвардии, которые лет тридцать назад звучали в жанре в полный голос, а в последнее время почти совсем растворились в потоках так называемого «эстрадного шансона» (гори он огнем!). То, что классик русской песни Заборский и поэт Заяц продолжают альбомом «Белый пароход» эти корневые традиции, на мой взгляд, очень хорошо и важно. Аплодисменты Ивану Белышу продемонстрировали, что песни нашли отклик в душе публики. Добавлю, что издан диск не просто коллекционным, а практически музейным тиражом в 50 экземпляров, а потому желающие приобрести его должны поторопиться. Десяток-другой пластинок по традиции появится в декабре на Горбушке. Затем собравшихся ждал сюрприз. На сцену поднялся и сел за рояль человек, безусловно, хорошо знакомый всем поклонника чистого жанра, имя которому – Юрий Куплетный. Под собственный аккомпанемент он своим уникальным, вибрирующим вокалом блестяще исполнил «Эмигрантское танго» и парочку одесско-нэпманских штучек. Зрители требовали новых песен, но сценарий концерта не допускал экспромтов. На смену Юрию на сцену вышла певица Инна Субботина, которая порадовала гостей старинными романсами: «Две гитары», «Не пробуждай воспоминаний» и цыганской песенкой «Шарабан», на котором «катались» еще петербургские цыгане с Черной речки. И вновь зрители кричали «браво» и требовали «Две гитары» на «бис»! Вслед за Инной к рампе вышли певицы Людмила Мальцева и Полина Нечитайло, которые с куражом спели сербскую народную песню. В финале программы Народный артист России Юрий Назаров довел градус настроения до предела, блестяще прочитав стихотворение Тютчева о судьбах России. …Потом вновь был фуршет, разговоры, музыка и, конечно, танцы. Дамы и господа умело и красиво вальсировали, выкидывали коленца и со всей страстью отдавались ритмам танго. Завершился Царский бал ровно в полночь, подарив всем его участникам прекрасное настроение и оставив волшебное послевкусие. (Смотрите фото в конце статьи. Еще снимки можно увидеть здесь).