Первая волна эмиграции выплеснула на «дальние берега» несколько миллионов русских людей. Среди них были военные и чиновники, купцы и рабочие, артисты и художники, вчерашние гимназисты и юные курсистки. Большинству из них пришлось на новом месте начинать жизнь с чистого листа. Одни устраивались на заводы «Рено», другие садились за руль такси, а третьи избирали карьеру ресторанных артистов. Особую категорию составляли представители казачества. Некоторые из них объединялись в труппы джигитов, удивлявших жителей Европы и Америки невероятной ловкостью и сноровкой в обращении с лошадьми. Те, кто не мог или не желал заниматься столь рискованным делом, формировали казачьи хоры и ансамбли. А гордые одиночки шли в русские кабаре исполнять зажигательные кавказские танцы. Одетые в красочный наряд, в папахе и с кинжалом за поясом, такие артисты поражали публику не только танцевальным мастерством, но и удивительным владением холодным оружием. Среди «cuacasienne danseurs» (как их звали по-французски) или «dagger dancers» (по-английски) было немало подлинных аристократов и блестящих офицеров. Один из них — терский казак, хорунжий Захар Никифорович Мартынов (1893 — 1980). Он служил в Собственном Его Императорского Величества Конвое. В Гражданскую войну сражался в Белой Армии. Затем эвакуировался из Крыма в Константинополь. После нескольких лет скитаний обосновался в США, где выступал в русских ресторанах, исполняя кавказские танцы и демонстрируя номера с кинжалами. Снимался в эпизодических ролях в Голливуде. Умер в 1980 году в Лос-Анджелесе. Недавно на интернет-аукционе для своей коллекции ресторанной меморабилии я приобрел две рекламные открытки нью-йоркского ресторана «Яр», на которых изображен Захар Мартынов. Дальнейший поиск привел на страницу, открытую кем-то из родственников артиста, где было обнаружено большое количество его фотографий разных лет. Предлагаю вам посмотреть на них в галерее и вспомнить наших талантливых соотечественников, которых бурный ХХ век раскидал по миру.